Национальная оборона / Геополитика / : Пять глаз : электронный шпионаж глобального масштаба
Национальная оборона / Геополитика / : Пять глаз : электронный шпионаж глобального масштаба
Разведывательное сообщество пяти англосаксонских стран (Великобритании, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии) опубликовало в мае этого года 15-страничный доклад, в котором Китай обвинялся в «сокрытии информации о распространении коронавируса COVID-19». Ситуативно этот документ привлек к себе всеобщее внимание, поскольку он был обнародован от лица так называемого альянса «Пять глаз» (FVEY), который еще в 2018 г. заявил, что будет концентрировать большую часть своего внимания на электронном шпионаже за Россией и Китаем. В период чрезмерного увлечения в США данными электронного слежения такого рода доклады считаются чуть ли не истиной в последней инстанции, что создает большое пространство для манипуляции общественным мнением. Особенно когда они «освящены» авторитетным источником, которым в англосаксонском разведывательном сообществе считается альянс «Пять глаз». Что же это за структура? |
Евгений Крутиков
Строго говоря, юридически никакого альянса «Пять глаз» не существует. Есть AUSCANNZUKUS. Страсть американцев к сложносочиненным аббревиатурам и акронимам иногда рождает такие вот непроизносимые буквосочетания. Если присмотреться, то можно различить названия стран-основателей и постоянных членов этого разведывательного альянса: Австралия, Канада, Новая Зеландия, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты Америки. Ситуативно к этому союзу подключаются и другие западные страны, так что число глаз у этого монстра иногда повышается аж до 19-ти.
Если коротко, то на практике сотрудничество между западными спецслужбами по программе «Пять глаз» заключается в тотальном перехвате телефонных и электронных переговоров, а также данных третьих стран (в первую очередь Китая и России) с помощью специальных станций электронного слежения, находящихся в Новой Зеландии, Австралии, Канаде и Великобритании, и специальных компьютерных протоколов. При этом, Великобритания и страны Тихоокеанского региона, включая Канаду, лишены права самостоятельной обработки и анализа добываемых массивов данных. Вся получаемая информация от тотального перехвата автоматически отправляется в американское Агентство национальной безопасности (АНБ), где расшифровывается и обрабатывается. На станциях слежения в Австралии и Новой Зеландии постоянно присутствуют американцы – штатные сотрудники АНБ, которые, помимо прочих функций, следят за тем, чтобы никто из партнеров от Агентства национальной безопасности США ничего не утаил.
В Австралии такое «оккупационное» поведение американцев периодически вызывает бунт отдельных сотрудников из числа местных кадров, но дальше редких парламентских запросов дело еще ни разу не заходило. То есть, по сути, речь идет о системе первичного обеспечения АНБ США массивом «сырой» необработанной информации, которую американцы и используют по собственному назначению. Великобритания и тихоокеанские страны играют роль «подносчиков боеприпасов» для АНБ и не более того. Их территория и географическое положение используются для осуществления полного электронного покрытия Китая и частично России. Самостоятельные же попытки, скажем, Новой Зеландии использовать имеющуюся под рукой чудовищных масштабов систему электронной слежки в собственных целях и интересах, как правило, приводят к карикатурным последствиям.
Первое соглашение о сотрудничестве разведок США и Великобритании и обмене разведданными было достигнуто еще в 1940 г. Черчиллем и Рузвельтом. В начале Второй мировой войны они неожиданно поняли, что их разведывательные системы вообще никак не стыкуются и не обмениваются информацией. В силу ряда внешних обстоятельств обе ключевые англосаксонские страны все равно относились друг к другу с подозрением и полного обмена разведывательной информацией в тот период так и не было.
А в 1946 г. уже в новых исторических обстоятельствах было достигнуто формальное двустороннее соглашение (UKUSA), к которому позже присоединились Канада (1948 г.), Австралия и Новая Зеландия (1956 г.). Ряд других стран (Норвегия, Дания, Западная Германия) также привлекались к обмену разведданными, но имели статус «третьих сторон» в этом альянсе. В 2009 г. Франция хотела присоединиться к «Пяти глазам», но члены альянса не захотели видеть Париж полноправным членом. Время от времени возникали альянсы «Девять глаз» (5 упомянутых стран + Норвегия, Дания, Голландия, Франция), «14 глаз», «41 глаз», но все они даже близко так не связаны в обмене информацией, как ядро «Пяти глаз».
Изначально в 1940-х гг. станции слежения радиоэфира появились в Австралии и Новой Зеландии в силу их географического положения. Длинноволновые передатчики были основной формой передачи информации, а в силу атмосферных эффектов отражения эти волны прекрасно прослушивались именно в южной и юго-восточной части Тихого океана. После перехода на коротковолновые радиостанции данный эффект пропал, но после окончания Второй мировой войны начался бурный рост компьютерных и электронных технологий. В результате система слежения за эфиром развивалась параллельно с совершенствованием и средств связи. В результате в этой области военных и двойных технологий началась своя гонка вооружений, сравнимая с хрестоматийной «броня – снаряд».
Альянс «Пять глаз» был напрямую связан с созданием ставшей знаменитой системы глобального слежения «Эшелон». Обмен информацией шел во время Вьетнамской войны, Фолклендской войны, войны в Заливе, операции в Ливии по свержению Каддафи. После событий 9/11 альянс на некоторое время сосредоточился на войне с глобальным террором и глобальной слежкой.
Особое отношение к альянсу «Пять глаз» возникло после разоблачений Эдварда Сноудена. Он привлек внимание общественности к тому факту, что система перехвата и слежения никак не фильтрует получаемую информацию, а фиксирует ее одним большим массивом, который затем обрабатывается специалистами АНБ США. Во-первых, это нарушение прав человека, а во-вторых, в какой-то момент «Пять глаз» принялись следить за собственными гражданами. Наконец, в-третьих, у АНБ нет возможности работать с таким супергигантским объемом метаданных. Чтобы облегчить себе жизнь, американцы в конечном итоге перешли на печально знаменитый протокол Xkeyscore.
В эту систему входит более 700 серверов, расположенных как в АНБ, так и за пределами территории США, в первую очередь в американских посольствах. Предположительно, один из таких серверов расположен в американском посольстве в Москве, еще один – на территории дипмиссии США в Киеве и, возможно, в американском посольстве в Пекине.
Основные центры слежения и перехвата (антенные комплексы) расположены в Австралии и Новой Зеландии и находятся в подчинении Управления радиотехнической обороны Австралии и Службы безопасности правительственных коммуникаций. Это:
1. Центр слежения Службы безопасности правительственных коммуникаций в долине Вейхопай, Южный остров, Новая Зеландия.
2. Станция спутниковой разведки Австралии в городке Джеральдтон.
3. Станция «Пайн Гэп» возле Элис-Спрингс в самом центре Австралии.
4. Станция «Шоэл-Бэй» возле города Дарвин.
5. Объект ВМС Австралии «Харман» возле Канберры.
Объекты, расположенные на территории Канады, используют другие протоколы слежения, и их доля в общем массиве перехвата заметно меньше. Считается, что система может в течение нескольких дней сохранять метаданные, чего хватает для их обработки. На первичном уровне Xkeyscore умеет выяснять национальность иностранных граждан, анализировать язык электронных сообщений, что позволяет уменьшать массив «мусорных» данных. В перспективе АНБ рассчитывает, что совершенствование данной системы позволит отказаться от хранения на серверах бесполезных для разведки данных путем первичной фильтрации. Это устранит самую главную проблему всей этой системы – метаданные, которые некому, нечем и незачем обрабатывать.
Кроме того, «Пять глаз» использовали другие системы слежения. Например, PRISM, Tempora, MUSCULAR и STATEROOM.
Большой объем информации поступает от германской разведки БНД. Ежемесячно немцы передают АНБ около 500 миллионов файлов, из которых приблизительно 180 миллионов получено через Xkeyscore.
После утечек в прессу о практике тотального сбора информации (не только в результате разоблачений Сноудена) некоторые IT-компании, идя навстречу возмущенным потребителям, стали разрабатывать собственные, усиленные системы шифрования. Обычные же пользователи принялись защищать свои данные подручными средствами типа доступных систем шифрования и закрытых браузеров вроде Tor. В ответ на эту стихийную самозащиту руководство «Пяти глаз» вызвало на ковер крупнейшие IT-компании и поставило им ультиматум: либо прекратить шифрование данных, либо предоставить АНБ США исходные коды.
Совещание это проходило в Австралии и наделало много шума. Под удар попали практически все самые известные компании и бренды: Microsoft (Hotmail), Google (Google Mail), Yahoo!, Facebook, YouTube, Skype, AOL, Apple и Paltalk. В итоге по решению американского суда они были вынуждены пойти на сотрудничество с АНБ и ФБР. Американцы получили возможность просматривать фотографии и видео в Сети, следить за голосовыми чатами, перепиской в соцсетях, электронной почтой, отправкой файлов и различными телефонными чатами, включая популярные WatsApp и Viber.
Повторимся: основным и главным потребителем перехваченной информации и метаданных является только Агентство национальной безопасности США. Разведывательные системы других членов «Пяти глаз» не получают ничего или довольствуются сугубо региональной информацией согласно специальным договоренностям о географическом разделении сфер влияния.
Иногда это принимает карикатурные формы. Для Австралии и Новой Зеландии приоритетными объектами сбора информации были в основном Самоа, Вануату, Тувалу, Кирибати, Фиджи и Тонга – не самые опасные с точки зрения терроризма и глобальных угроз страны. Ранее Самоа – единственная страна на планете, с которой у Новой Зеландии есть договор о дружбе, – осуществляла всю связь с зарубежными государствами через тихоокеанский спутник Intelsat, за которым осуществлял слежку центр новозеландской разведки в Вайхопае. Но в 2009 г. Самоа проложило подводный кабель аж до Гавайев, и новозеландцы остались не у дел.
В документе службы электронной разведки, обнародованном Сноуденом, были только слезы: «К сожалению, радиоэлектронная разведка уже утратила доступ к абонентам из Самоа из-за проложенного недавно кабеля на Гавайи. По всей вероятности, к концу года из эфира уйдут почти все линии, за исключением нескольких резервных». Тогда новозеландские контрразведчики при помощи армии начали слежку за коммерческим судном-кабелеукладчиком Ile De Re, которое прокладывало новую кабельную линию.
Военные из совместного центра РЭБ при помощи сил и средств Министерства обороны Новой Зеландии в марте 2009 г. ежедневно следили за перемещением судна, предоставляя Службе по обеспечению секретности правительственной связи информацию о ходе работ. При этом никакой практической пользы в этом не было. Корабль неуклонно прокладывал кабель, который делал работу новозеландских «слухачей» бессмысленной, а они тратили ресурсы, чтобы просто посмотреть, как он это делает.
Единственная западная страна, которая и сама не стремится подключаться к альянсу «Пять глаз», да и ее туда особенно не зовут – это Франция. В англосаксонском разведывательном сообществе считают французскую разведку неблагонадежной, коррумпированной и слишком эмоциональной. Со стороны «Пяти глаз» следовали предложения Парижу просто так, даром, передавать альянсу собственную информацию в рамках «атлантического сотрудничества». Никаких ответных шагов не предполагалось. Также не было и речи о том, чтобы «Пять глаз» чем-то с французами делились. Париж закономерно от такого «сотрудничества» отказался. Попытка же тогдашнего президента Франции Николя Саркози «интегрироваться в систему» находилась в рамках его общего усиления сотрудничества с НАТО, но и она не удалась.
В Канаде, в отличие от Австралии и Новой Зеландии, нет таких огромных по площади и по количеству перехватываемой информации объектов, как, например, антенный комплекс в Вайхопае или центр «Харман». Но Канадская служба безопасности и разведки (не путать с Королевской конной полицией, пригодной в основном для создания антуража голливудских фильмов своей красной формой и характерными шляпами) через Центр безопасности коммуникаций (CSE) обеспечивает слежение за примерно двумя десятками иностранных государств, а также перехват данных непосредственно на территории Канады.
При этом активно используется мониторинг открытых сетей Wi-Fi, например, аэропортов и железных дорог, отслеживаются все электронные письма иностранных граждан, а также граждан Канады и США, имеющих абонентов-иностранцев. Кроме того, на территории Канады предполагается строить хранилища метаданных, которые требуют больших пространств, огромных ресурсов электроэнергии и отдаленности территории. Все это есть в провинции Альберта.
Среди экспертов и аналитиков до сих пор нет единой точки зрения насколько реально эффективна такая система глобального слежения, включая протоколы, которые использует альянс «Пять глаз». Есть мнение, что получение такого гигантского массива метаданных, из которых не более одного процента могут представлять реальный разведывательный интерес, – это всего лишь трата на ветер значительных финансовых и технических средств. С другой стороны, АНБ США, которое монополизировало данную систему, утверждает, что технологии уже очень скоро будут позволять значительно повысить коэффициент полезного действия. Но одновременно идет и постоянный процесс улучшения систем шифрования, угнаться за которым очень трудно. И в конце концов, как бы человечество не было увлечено электроникой, далеко не все переговоры и общение идут через гаджеты. Слепая вера в электронные средства слежения еще ни разу не давала стопроцентного разведывательного результата.
Но и считать «Пять глаз» и используемую ими тактику тотального сбора информации только страшилкой для обывателя, еще одной «городской легендой», типа злонамеренного чипирования, было бы слишком безответственно. «Пять глаз» – глобальный монстр электронной слежки, полностью подчиненный интересам американского разведывательного сообщества, в котором другие англосаксонские страны и несколько примкнувших к ним «младших партнеров» играют лишь подчиненную роль. И теперь он нацелился на Россию и Китай. Это надо знать и этому противодействовать.
Коментарі
Дописати коментар